Споры о том, какой двигатель лучше: бензиновый или дизельный не утихают до сих пор. Однако, если детально разобраться в преимуществах и недостатках того и другого, можно убедиться, что оба типа моторов имеют право на существование.
Считается, что двигатель, работающий на бензине, способен преобразовывать в полезную работу только около 20-30% топливной энергии. У обычного дизельного двигателя этот КПД на 10% больше (30-40%). Дизель с турбонаддувом, оснащенный промежуточным охлаждением, и вовсе способен преобразовать 50% энергии топлива в полезную работу.
В то же время дизель не может развить высокие обороты, так как топливной смеси не хватает времени на то, чтобы догореть в цилиндрах. Это становится причиной уменьшения удельной мощности «движка» на 1 литр объема или 1 кг массы двигателя.
Дизельный мотор не оснащен дроссельной заслонкой, поэтому его мощность определяет количество впрыскиваемого топлива. Из-за этого снижается давление в цилиндрах при низких оборотах, увеличивается вращающий момент, автомобиль становится более «чутким» в движении по сравнению с машиной на бензине. Именно поэтому превалирующая масса грузовиков оборудована двигателями на дизельном топливе. Такое преимущество дизеля учитывают и производители морских судов: высокий крутящий момент на низких оборотах облегчает условия эффективного использования мощности двигателя.
Среди наиболее характерных и заметных недостатков дизельных моторов принято называть их характерный стук и повышенную маслянистость топлива. В принципе, сказать, что эти недостатки являются существенными, нельзя, так как с внешней стороны они практически не замечаются.
А вот наиболее явным минусом дизеля считают необходимость использовать стартер большой мощности. Также летнее дизельное топливо может мутнеть и застывать при низких значениях уличного термометра. Не говорит в пользу дизеля и сложность ремонта топливной аппаратуры, в частности насосов высокого давления.
Дизельный двигатель очень чувствителен к любым загрязнениям топлива водой и механическими частичками. Из-за них он быстро ломается и перестает работать. Ремонтировать топливную аппаратуру дизеля приходится за большие деньги, чем если бы это был двигатель на бензине. Также следует упомянуть о том, что литровая мощность дизельных «движков» меньше аналогичных бензиновых, зато в своем рабочем диапазоне они характеризуются более ровным крутящим моментом. Поэтому выбирать тип двигателя необходимо исключительно исходя из собственных предпочтений, назначений и условий, в которых будет эксплуатироваться автомобиль.